Изучаем китайский язык с нуля! Урок 10

Где вы живете? Как пройти?

Предложение с глагольным сказуемым

Текст

她住多少号?

Māsha:

Qǐngwèn, Dīng Yún zài ma?

请问, Dīng Yún 在吗?

Zhōngguó xuéshēng: Tā bú zài, qǐng zuò. 她不在、请坐。

Māsha:

Xièxie. Tā zài nǎr? 谢谢。她在哪儿?

Zhōngguó xuéshēng: Tā zài sùshè. 她在宿舍。

Māsha:

Tā zhù duōshao hào? 她住多少号?

Zhōngguó xuéshēng: Sì céng sì’èrsān hào. 四层四二三号。

Māsha:

Xièxie nǐ. 谢谢你。

Новые слова

  1. 在 (гл., предлог) zài находиться; в, на
  2. 坐 (гл.) zuò сидеть, садиться
  3. 哪儿 (мест.) nǎr где, куда
  4. 宿舍 (сущ.) sùshè 1) общежитие (здание); 2) комната в общежитии
  5. 住 (гл.) zhù жить, проживать
  6. 多少 (мест.) duōshao сколько
    多 (нареч.) duō много
    少 (нареч.) shǎo мало
  7. 号 (сущ.) hào 1) номер; 2) разг. число (в дате)
  8. 层 (сч. сл.) céng этаж, слой, ярус
  9. 〇 (числ.) líng ноль
  10. 一 (числ.)  один
  11. 二 (числ.) èr два, второй
  12. 三 (числ.) sān три
  13. 四 (числ.)  четыре
  14. 五 (числ.)  пять

Дополнительные слова

  1. 医院 yīyuàn (сущ.) больница, лечебница, госпиталь
  2. 厕所 cèsuǒ (сущ.) туалет, уборная
  3. 这儿 zhèr (мест.) здесь, сюда
  4. 那儿 nàr (мест.) там, туда
=3 черты+土 (земля)
Из 3х черт можно представить человека, который вытянулся на одной ноге, и показывает рукой вперед, что вот там, на земле, находится...
=+
2 человека сидят на земле.
宿=宀 + 亻+百 (100)
Под крышей человек 100 собралось = жить временно.
=人 + черты + 口
Иероглиф походит на домик, и не просто так, значение: дом.
=亻 + 主 (хозяин, управлять)
Человек сам хозяин своей жизни = жить.
=+云 (облако)
尸 означает труп; лежать раскинувшись, как труп; попусту занимать (место).
Облачко раскинулось на целый этаж и попусту занимает место. Получился такой облачный слой.
=厂 (навес)+矢 (стрела)
医 = медицина. "Стрела" в полном иероглифе пишется чуть-чуть по-другому, походит на сломанную ногу у человека в больнице.
=厂 (навес) + 贝 + 刂
= туалет, уборная.
=Черты+斤 (топор)
= место; местность и др.
В общем,
 厕所 такое место под навесом, где вы снимаете все свои ракушки, ножи и топоры, и идет по своим "делам".

Остальные иероглифы вы знаете, либо они не разбиваются на составляющие.

Комментарии

  1. «Dīng Yún 在吗?» — «Дин Юнь дома?»Здесь «在» — глагол со значением «быть, находиться [дома]». «在» также имеет значения «располагаться», «быть расположенным». Например, «Běijīng 在中国, Mòsīkē 在Éluósī».
  2. «她住多少号?» — «В каком номере она живет?»
  3. «四层四二三号.» — «В номере 423 на четвертом этаже».
Изучаем китайский язык с нуля! Урок 10

Фонетические упражнения и разговорная практика

Инициалиz c s
Финали-i [] er
  1. Четыре тона
  2. zāi zái zǎi zài —zài ma
  3. zuō zuó zuǒ zuò—qǐng zuò
  4. cēng céng (cěng ) cèng  
  5. sī sí sǐ sì—sì céng
  6. sū sú sǔ sù—sùshè
  7. sān sán sǎn sàn 
  8.  (ēr) ér ěr èr  
  9. duō duó duǒ duò }duōshǎo
  10. shāo sháo shǎo shào
  11. Сочетание тонов«´» + «ˉ»
    Chángjiāng
    túshū (книги)
    niánqīng
    juéxīn«´» + «´»
    shíxí
    xuéxí
    Chángchéng
    huídá
    Huánghé
    yínháng«´» + «˘»
    Cháoxiǎn
    cáichǎn (имущество, собственность)
    niúnǎi
    píjiǔ«´» + «`»
    xuéyuàn
    búcuò (неплохо)
    búduì (не верно)
    búzài
    bú kèqi
    bú xiè
    bú kàn«´» + «˚»
    péngyou
    érzi
    bízi (нос)
    xuésheng
    shénme«˘» + «´»
    nǐ máng
    hěn máng
    Fǎguó
    Měiguó
    nǎ guó
    qǐchuáng
  12. Прочитайте вслух и запомните следующие слова:
  13. zìjǐ
    cuòwu
    qúnzi
    cóngcǐ
    xǐzǎo
    chīfàn
    cānguān
    qīzi
    shēngcí
    hànzì
    Éluósī(сам, себя, свой, собственный)
    (ошибка, проступок)
    (юбка)
    (с этого времени, с этой поры)
    (купаться, принимать ванну)
    (есть, кушать)
    (посещать, экскурсия)
    (жена)
    (новое слово)
    (китайские иероглифы)
    (Россия)
  1. Финаль «er» и фонетически варьированная на «r» финальèr
    nàr
    nǎr
    zhèrérzi
    ěrduo
    nǚ’ér
    wánr(сын)
    (ухо)
    (дочь)
    (играть)
  1. Прочитайте и переведите на слух следующие словосочетания и предложения:shuō hànyǔ
    niàn shēngcí
    xiě hànzì
    tīng lùyīn
    zuò liànxí
    fānyì jùzi
    jiǎng yǔfǎ
    Dǒng bu dǒng?
    Dǒng.
    Duì bu duì?
    Bú duì.(говорить по-китайски)
    (читать вслух новые слова)
    (писать китайские иероглифы)
    (слушать звукозаписи)
    (делать упражнения)
    (переводить предложения)
    (объяснять грамматику)
    (Понятно? Понял?)
    (Понятно. Понял.)
    (Правильно или нет?)
    (Неправильно.)

Замените в диалогах выделенные слова, приведенные справа. Подготовьте беглое чтение.

  1. Дома ли?..(1)
    A: Dīng Yún zài ma?
    В: Zài. Qǐng jìn.Wáng nǚshì
    Dīng gūniang
    Jīn dàifu(2)A: Qǐngwèn, Dīng Yún zài ma?
    В: Tā bú zài.
    A: Tā zài nǎr?
    В: Tā zài sùshè.yīyuàn
    xuéyuàn
    nàr
  2. Где вы живете?(1)A: Nǐ zhù nǎr?
    B: Wǒ zhù zhèr.
    A: Nǐ zhù duōshao hào?
    B: Wǒ zhù  céng sì sān’èr hào.èr — èrlíngyī
    sì — si’èrwǔ(2)A: Nín guì xìng?
    B: Wǒ xìng Dīng, wǒ jiào Dīng Yún.
    A: Nín zhù nǎr?
    B: Wǒ zhù yī’èr wǔ hǎo.422
    sì’èr’èr
    124
    yī’èrsì
  3. Как пройти?
Изучаем китайский язык с нуля! Урок 10

Фонетика

Основные требования к произношению звуков

Инициаль z [ts‘] ≈ цз

Согласный «z» является непридыхательным. Сначала кончик языка и передняя часть спинки языка прижимаются к альвеолам, но эта смычка тотчас переходит в щель, в результате чего образуется слитный звук — аффриката. Голосовые связки не колеблются.

Инициаль с [ts’] ≈ тс

Согласный «с» по способу и месту образования является таким же, как и «z», но придыхательным.

Инициаль s [s] ≈ с

При артикуляции согласного «s» кончик языка приближается к верхним зубам, воздушная струя выходит через образуемую щель с трением. Голосовые связки не колеблются.

Изучаем китайский язык с нуля! Урок 10

Особая финаль -i [] ≈ ы

Этот особый гласный звук встречается только после согласных «z», «с» и «s». При его произнесении сохраняется то же положение языка, что и при произнесении предшествующего согласного, слегка лишь увеличивается щель и добавляется звучание голосовых связок (см. урок 4 «Особая финаль»). Особая финаль делает звук «с» более протяженным, снимая придыхание. Этот особый гласный не употребляется самостоятельно и не образует дифтонгов или трифтонгов. При алфавитной записи записывается буквой «i», так же как и звук [i], но звук [i] никогда не встречается после согласных «z», «с» и «s».

Финаль er [ǝr]

После произнесения звука «е» [ǝ] кончик языка загибается к твердому нёбу, но нельзя загибать кончик языка слишком далеко назад. В слогах четвертого тона начальный гласный звучит как более открытый звук, похожий на «а» заднего ряда. В первом тоне такого слога нет. Финаль «er» не сочетается ни с какими согласными.

Эризация финалей

Эризацией называется прибавление к слогу суффикса «r». Существительным этот суффикс придает оттенок уменьшительности, ласкательности, кроме того, он участвует в образовании некоторых наречий. В отличие от всех остальных суффиксов суффикс «r» не составляет отдельного слога и его присоединение не увеличивает числа слогов в слове, хотя он и записывается отдельным иероглифом. Например, «wánr (玩儿)». Эризация слога происходит по-разному, в зависимости от характера финали. Финали «а», «е/о» и сложные финали, оканчивающиеся на слогообразующий гласный «а» или «е/о», эризуются простым сочетанием с «r». В остальных финалях происходит изменение или вытеснение конечного элемента финали.

Правила транскрипции

Когда в алфавитной записи слоги, начинающиеся с «а», «о» и «е», непосредственно следуют за другими слогами, между ними ставится разделительный знак «’» с целью провести четкую грань между слогами, например «nǚ’ér».

Изучаем китайский язык с нуля! Урок 10

Грамматика

Предложение с глагольным сказуемым

Предложение, в котором главным компонентом сказуемого является глагол, называется предложением с глагольным сказуемым. Одна из отрицательных форм такого предложения образуется постановкой отрицания «不» перед глаголом и передает значение «кто-нибудь обычно не (делает), не будет (делать), не собирается (делать)...» и т. д.

ПодлежащееСказуемоеВопросительная частица
ОтрицаниеГлагол
Dīng Yún 吗?
(她) 在。 
在。 

Если сказуемое выражено переходным глаголом, то дополнение в обычном предложении стоит после сказуемого.

ПодлежащееСказуемоеВопросительная частица
ОтрицаниеГлаголДополнение
 吗?
烟。 
 学习汉语。 
 Māsha。 

Упражнения

Потренируйтесь в произнесении китайских числительных (в форме ритмичного счета, используемого во время занятий физкультурой):

一二三四
二二三四
三二三四
四二三四

Изучаем китайский язык с нуля! Урок 10

Ситуативные задания

  1. Узнайте, на каком этаже и в какой квартире живет ваш собеседник.
  2. Уточните, на каком этаже и в какой аудитории изучает китайский язык ваш приятель-студент.
  3. Вы звоните по телефону преподавателю по фамилии Ван. Узнайте, дома ли он. Получив отрицательный ответ, уточните, где он.

Последовательность написания и количество черт

1.6
2.7
3.2
 8
4.宿11
5.8
6.7
7.6
8.4
9.5
 13
10.5
11.7
 15
12.2
13.3
14.1
15.1
16.5
Изучаем китайский язык с нуля! Урок 10

Фонетический диктант

Прослушайте и запишите транскрипцией пиньинь следующие сочетания, укажите тоны:

菜—在—柴;错—坐—所;册—则;
走— 搜;尺—词—字—机—气;
增—层—称;送—崇—总;
层次;再见;零下;多数;座位;
测验;居住;设施;四季;号码。

Иероглифический диктант

Запишите иероглифами следующие предложения, проставьте над иероглифами соответствующие тоны:

  1. Qǐng wèn, lǎoshī zài ma? — Тā bú zài.
  2. Dìdi zài nǎr? — Zài Wàiyǔ xuéyuàn.
  3. Huānyíng, huānyíng, qǐng zuò.
  4. Nǐ zhù duōshao hào? — Sān wǔ’èr hào.
  5. Wǒde péngyou zhù èr céng èr sì wǔ hào.
  6. Qǐng wèn, liúxuéshēng sùshè zài nǎr?
  7. Qǐng zuò, qǐng hē chá.
  8. Dàifu bú zài.
  9. Wàiyǔ xuéyuànde sùshè dōu hěn hǎo.
  10. Gēge zài liúxuéshēng sùshè.

Смешанный диктант

Запишите иероглифами и транскрипцией пиньинь следующие словосочетания и предложения, укажите тоны:

Zhōngguó 医院;zài 这儿; liúxuéshēng 医院;北京医 院;美国liúxuéshēng sùshè; zài 那儿.

  1. Qǐng wèn, 医院 zài nǎr? — zài 那儿.
  2. 厕所 zài nǎr?
  3. Lǎoshī bú zài, tā zài 美国.
  4. 王 dàifu zài nǎr? — Zài liúxuéshēng 医院.
  5. 王先生zhù sān céng èr líng sì hào.
  6. 姑娘, qǐng jìn,qǐng zuò.
  7. Wǒde 世界 dìtú zài nǎr? — Zài 这儿. — Xièxie.

Перевод

Переведите предложения с русского языка на китайский:

  1. Скажите, пожалуйста, врач Ван дома? — Да, заходите, пожалуйста, присаживайтесь.
  2. Господин Се здесь? — Нет. — А где он? — Он в институте.
  3. Где преподаватель Дин? — Он в общежитии.
  4. Где мама? — Мама в институте.
  5. Где твоя карта? — Здесь.
  6. Где вы живете? — Я живу в общежитии.
  7. Вы живете в каком номере (какой комнате)? — Я живу на втором этаже в номере 241.
  8. Скажите, пожалуйста, где институт иностранных языков? — Там.
  9. Вы студент? — Да, я студент Института иностранных языков.
  10. Что вы изучаете? — Я изучаю китайский язык.
  11. Мисс Цзинь в больнице? — Ее нет, она в общежитии.
  12. Где туалет? — Туалет на третьем этаже.
  13. Вы будете кофе? — Нет, я выпью чай.
  14. Это Хуанхэ? — Нет, это Янцзы.
  15. А где Хуанхэ? — Смотрите, здесь.
Изучаем китайский язык с нуля! Урок 10

Знаешь ли ты?

Национальные меньшинства Китая и их языки

Китайская Народная Республика — единое многонациональное государство, на территории которого проживают народы 56 национальностей. Кроме собственно китайцев (hànzú, 汉族, «ханьцы»), которые составляют почти 95% населения страны, здесь проживают также народы других национальностей, которые в Китае по традиции называются «национальные меньшинства» (shǎoshù mínzú, 少数民族, досл. «малочисленные народы»): монголы (měnggǔzú), дунгане (huízú), тибетцы (zàngzú), уйгуры (wéiwú’ěrzú), мяо (miáozú), и (yízú), чжуаны (zhuàngzú), корейцы (cháoxiǎnzú), маньчжуры (mǎnzú) и др. Наиболее многочисленными среди них являются чжуаны — 14 млн. чел., дунгане — 7,5 млн. чел., уйгуры — 6,5 млн. чел., мяо — 5 млн. чел.

Все народы сохраняют свои национальные языки. Исключение составляют маньчжуры, которые используют в качестве родного языка китайский. У некоторых народов имеется своя письменность. Тибетская и уйгурская письменности существуют уже на протяжении нескольких веков.

Языки народов Китая многообразны и различаются принципиально. Они относятся к разным языковым семьям: сино-тибетской, тайской, австроазиатской и алтайской.

Конституция КНР провозглашает право каждого народа страны свободно использовать и развивать свой язык и письменность. Правительство КНР осуществляет программу помощи национальным районам в развитии местной культуры и просвещения, в том числе — в создании и усовершенствовании национальных алфавитов.

One thought on “Изучаем китайский язык с нуля! Урок 10

  • Октябрь 21, 2019 at 8:08 пп
    Permalink

    Очень важная и необходимая тема как для туристов, так и обучающихся и работающих в Китае. Сама сталкивалась с такой проблемой.

    Reply

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика